Безысходность лицедея

и заставляет играть, как марионетку? Обо всем по порядку.

Обратите внимание на колпак. Обычно все талантливые представители творческих профессий изображаются или описываются с головным убором. Это некая характерная черта, отличающая их от серой массы людей. Мне сразу в голову пришло воспоминание о бессмертном романе Булгакова «Мастер и Маргарита», где главный герой носил шапочку с вышитыми инициалами. Судьба Мастера известна и в чем-то перекликается с образом, представленным на этой картине.

Веревки, толстые крепкие бечевки, которыми изображенный лицедей связан по рукам и по ногам. Отсутствие выбора, полета, свободы…. Разве не это является наибольшим наказанием для гения, рожденного перевоплощаться? Однако больше всего меня потрясло то, что даже колпак связан прочными цепями. Колпак! Символ творчества! Однако кто удерживает полет лидецея?

Уделите внимание фигурам, расположенным по сторонам. Если присмотреться, становится ясно, что хотел выразить художник. С правой стороны расположена голова, символизирующая зрителя, вечно немую толпу зевак, требующих от актера новых перевоплощений и божественной игры. Отвратительная веревка, тянущаяся от правой головы, прежде всего, намотана на колпак, а затем на тело лицедея. Зрительские требования, сковывающая творческие идеи, запрещающая полет фантазии, тем самым наносят самый ужасный удар таланту. Если невозможно создавать, если следует играть, только исходя из пожеланий и потребностей серой массы – зачем тогда руки и ноги?

Левая сторона – муза, духовная покровительница таланта, которую тоже пытаются задушить. Человек вывернутой рукой ее как бы гладит по лицу, ведь она – все, что у него есть. Если гений вынужден подстраиваться под чьи-то вкусы, ему запрещено творить шедевры, приходящие к нему во снах, то разве его муза может остаться в живых?!

Еще один вопрос, который я задала себе – куда идут ноги этого человека? Почему они обращены к мучителю? Ответ лежит на поверхности: туда, куда принуждают веревками. Насильно, грубой тупой силой, заставляя отрекаться от всего искреннего, милого сердцу, от самого себя. Однако голова, вывернутая под неестественным углом, а также выраженные эмоции ясно показывают, к чему все-таки придет этот гений.

Красноречивее невозможно описать, что происходит с талантом, когда его натуру ломают жесткими рамками и формализмом, серой посредственностью – это безысходная пропасть, образующаяся между бабочками и змеями. Художник замечательно отобразил вековой процесс взаимоотношений между обществом и яркими людьми – процесс, который, видимо, никогда не закончится.

Back to Top