Старуха с сеном. 1988г.

трудом, прижатый к телу свободной рукой.

На эти же мысли наводит и общий фон картины. Густо заштрихованный, он создает ощущение, что действие происходит в сумерках. Здесь можно провести параллель с жизнью самой героини. Она уже подошла к ее закату совсем близко, но пока он не наступил, ей приходится продолжать блуждать в сумерках, занимаясь своими обыденными делами.

Сюжет полотна нельзя назвать трагичным, скорее философским. Оно не шокирует, не обдает холодом, но заставляет задуматься о смысле жизни, о ее скоротечности. От картины исходит тихая, светлая грусть. Она вызвана не столько жалостью к самой героине и ее не слишком счастливой судьбе, а скорее думами о собственной грядущей старости.

О сложной и тяжелой жизни женщины можно сделать вывод по многочисленным резким линиям, которыми испещрена ее фигура. Они, как круги на спиле дерева, являются свидетелями прошедших лет. Глубина, количество и скрученность линий позволяет сделать вывод о том, сколько трагических событий оставили неизгладимый след в душе этого человека.

Использование довольно скромного цветового спектра подтверждает догадки об общем настроении картины. В полотне преобладают два цвета: черный и рыжий. Яркие всполохи рыжего – это счастливые моменты, которые имели место быть в общем безрадостном существовании старухи.

Возможно, это любовные свидания, рождение детей, праздники, встречи с близкими людьми. Все это было, но со временем ушло в небытие, куда душой теперь стремиться и сама старуха. Судя по всему, она абсолютно одинока, поэтому ей и приходиться заботиться о себе самостоятельно. Это осознание намного сильнее пригибает ее к земле, чем, не такой уж тяжелый, сноп сена.

К теме реальной жизни со всеми ее тяготами, проблемами и неминуемым финалом обращались художники во все времена. Иногда они зашифровывали свои послания потомкам в хитроумных головоломках vanitas, а иногда прибегая к более простым сюжетам. Художнику удалось добиться в картине «Старуха с сеном», пользуясь не слишком разнообразными графическими средствами, сильного воздействия на зрителя.

Back to Top