Он рисует, прислушиваясь к душе

Он родился на Бору в 1936 году, рос, как все мальчишки, неугомонным и задиристым. Сын интеллигентных родителей себя в обиду не давал, занимался силовыми упражнениями, крутил сальто, играл на баяне, сочинял музыку, рисовал. Были, правда, проблемы. С родной шестой школой взаимной любви не получилось. Вспоминает Игорь Николаевич, как приводил в шок педагогов. На требование учителя «встать!» он послушно вставал, но ... на руки. Иногда натягивал на парту струны и играл, однажды голыми руками сломал кран на батарее отопления. Семь лет выдержали ученик и педагоги. После 7 класса стал Игорь Лягин баянистом Дома культуры. Играл на танцах, часто импровизировал, вел кружок баянистов. Музыкант-самоучка мечтал быть композитором, даже выступал со своими произведениями по радио, но поступил в Горьковское художественное училище.

Следующим этапом был ВГИК, где Игорь Николаевич учился в мастерской М. А. Богданова. Работы на студенческих выставках принимались хорошо. После отличной сдачи на 4 курсе экзамена по живописи, рисунку и композиции его ждала производственная практика на «Мосфильме». Я держу в руках шестой номер журнала «Советский экран» за 1965 год со статьей-представлением творческого объединения «Юность»:
— Кто самый юный в «Юности?» — спросили мы, придя в объединение.
— Самый юный — художник, студент ВГИК Игорь Лягин, — ответили нам. — Недавно он принес два десятка разноцветных квадратов и прямо на полу в пять минут выложил всю гамму цветов кино-новеллы «Черный котенок»...
Эта новелла, в которой И. Н. Лягин работал художником-постановщиком, входила в полнометражный художественный фильм «От семи до двенадцати» и была первой и удачной работой нашего земляка в кино. Сценарий «Черного котенка» написала А. Барто, а режиссером был Ю. Фридман. Сразу после института в Доме кино была устроена его персональная выставка, прошедшая весьма успешно.

После окончания в 1966 году ВГИКа И. Н. Лягин вернулся на родину и сразу включился в творческую работу. Он оформлял спектакли на Горьковской телестудии, телевизионные фестивальные передачи на Интервидении. Эскизы костюмов и декораций к оперетте «Донья Жуанита» (Горьковский театр оперы и балета, 1969 год) были приобретены Государственным театральным музеем имени Бахрушина. Игорь Николаевич был художником-постановщиком восьми спектаклей Горьковской студии телевидения («А если потребуется — и жизнь»(1968), «Западный фронт»(1968), оперы «Март — Апрель» (1969), «Средь шумного бала» (1989) и др.)
С 1970 года он — главный художник театра комедии («Душечка—70», «Конец Хитрова рынка», «Темная история», «Как управлять женой»). Художник-постановщик спектаклей в клубе им. Я. М. Свердлова («А зори здесь тихие», 1970), Дворце культуры им. В. И. Ленина («Агент его Величества», 1969), постоянно сотрудничает с государственной филармонией, работает в Горьковских художественно-производственных мастерских, участвует в зональных и областных выставках.
В его активе — многочисленные музейные экспозиции. Он оформлял музеи горьковской пионерии, партийной организации, художественных промыслов, выставки и экспозиции областного краеведческого музея («40 лет Победы», 1985 г., «70 лет Советской власти», 1987 г., «От революции к перестройке», 1988 г., «За отсутствием состава преступления», 1989 г., «Русский фарфор», 1987 г., и др.).

На Бору Игорь Николаевич был автором проекта и исполнителем экспозиции городского краеведческого музея, тематических экспозиций «50 лет Победы» и «Спорт на Бору».
Он считает себя художником «всеядным»: пробовал работать в разных темах, иногда кровоточащих, в разных техниках. Кроме принятых красок, брал в руки цветные, свинцовые и восковые карандаши, обычную шариковую ручку. У него сотни картин. Своими любимыми темами он считает темы женской красоты и заката жизни. Они волнуют его и надолго не отпускают. В серии про любимых старичков — картины «Вечер», «Приютила», «Возвращение», «Собаки лают». Они очень разные, эти старики и старушки, но их объединяет одно: жизненная мудрость, старость и одиночество.

Работа в театре, память об отце, известном на Бору режиссере драматического коллектива при ДК завода «Теплоход» Николае Васильевиче Лягине, вызвала к жизни «театральную» серию. Есть серии исторические, цирковые, есть пейзажи, навеянные нашим городом. Он почти не пишет с натуры, в основном по наблюдениям, некоторые мотивы «записались» у него в голове еще с детства, иногда он просто «сочиняет» своих героев, находит своим чувствам художественные образы.

«Я редко пишу натуру, — замечает Игорь Николаевич. — Встану перед белым холстом, прислушаюсь, что в душе, и рисую, рисую...».
Всю жизнь он жил и живет не по правилам. Он жил противостоянием своим
заклятым врагам — правилам всех видов. Еще студентом пытался отбросить догматику. Пробовал себя в сюрреализме, в абстракционизме и других «измах», много экспериментировал. Сегодня, когда за спиной жизненный и творческий опыт, он старается «не мельтешить», работает серьезно, в ущерб дешевой популярности.

Ежедневный труд, поиск — вот его верные спутники.

У него много учеников. Член Союза художников РФ, доцент кафедры дизайна Нижегородского архитектурно-строительного университета, преподаватель рисунка И. Н. Лягин имеет высокий рейтинг у студентов и коллег. У него — прекрасная мастерская в бывшем Блиновском пассаже на Рождественской улице с видом на Волгу. Кроме стеллажей, туго набитых картинами, гипсов и красок, здесь стоит необычный для художника предмет — фисгармония. Он охотно садится за инструмент, и тогда из-под талантливых пальцев художника льется торжественная и неторопливая музыка И. С. Баха. Он талантлив, наш земляк Игорь Николаевич Лягин. Его ждут новые замыслы, идеи, воплощенные в новых работах, выставки. Пусть грустит и радуется Ваша душа, Игорь Николаевич!

Материалы подготовила Л. ДОБРОЛЮБОВА

Back to Top